Выбор школы: платить или не платить?
В детских садах вовсю идет подготовка к выпускным, а у родителей уже голова болит о том, в какую школу пойдет их ребенок. И есть над чем подумать!
В большинстве случаев родители будущих первоклассников сталкиваются с такой ситуацией: рядом с домом есть обычная государственная школа, куда можно пойти за бесплатно (конечно, не считая затрат на учебники, школьную форму, если таковая есть, питание, охрану и прочие расходы, без которых сейчас не обходится ни одна школа). А есть — тоже поблизости, но формально на другом участке — лицей, гимназия и т. п. Хочется отдать ребенка в заведение получше, но очевидно, что за это придется заплатить, и суммы требуются немаленькие…
Как же так? Ведь повсюду декларируется, что обучение в государственной школе (а большинство лицеев и гимназий, несмотря на свой высокий статус, все же остаются государственными) должно осуществляться бесплатно. Как правило, подобные заведения поступают очень хитро: при школе (гимназии, лицее) создается попечительский совет со своим отдельным расчетным счетом в банке, со своей бухгалтерией, отчетностью и т. п. Юридически он существует отдельно от образовательного заведения, куда вы так стремитесь попасть. Но если вам не повезло и вы живете в 5 метрах от границы участка, территориально относящегося к данной школе, ваш путь туда лежит только через попечительский совет. И если вы выразите недовольство таким состоянием дел, вам вежливо напомнят, что ваша родная бесплатная школа — вот она, рядом, и там вас встретят с распростертыми объятиями! Ваше дело — выбирать…
Теперь рассмотрим подробнее, что вы выбираете в первом и во втором случае.
Престижная школа со вступительным взносом
У лицеев, гимназий и прочих элитных заведений, разумеется, очень хорошая материальная и техническая база. Попечительские взносы действительно позволяют приобретать технику и оборудование, о которых рядовая школа может только мечтать, а также делать качественный ремонт и благоустройство школы.
Кроме того, такие заведения любят прихвастнуть профессионализмом педагогического состава: мол, у нас все учителя — специалисты только первой и высшей категории! Что это значит на самом деле? Только то, что учитель умеет выжимать из максимального количества детей максимально высокий результат. С методами «выжимания» этих самых результатов вы сможете ознакомиться только на собственной практике.
По своему личному опыту репетиторства с детьми из подобных школ могу сказать одно: дают мало, требуют много. 80% информации ученик должен добывать либо сам, либо с помощью родителей, либо с помощью репетиторов. В школе же учителя не считают нужным что-то разъяснять — там лишь дают задания и затем строго требуют безупречного выполнения. И если вдруг ваш ребенок своей несообразительностью портит имидж заведения — вам не преминут на это намекнуть.
«Да, но зато там дают хорошие знания, а с хорошим образованием все дороги в самые престижные вузы открыты!» — скажете вы. Если ваш ребенок в состоянии «тянуть» ту немаленькую нагрузку, которую на него взваливают с самого начала, то — да. А если нет? Если он элементарно не высыпается из-за того, что регулярно до часу ночи сидит за уроками? Если у него глубокая депрессия от того, что он годами чувствует себя тупицей, а родители еще и пилят каждый день: «Мы на тебя такие деньги тратим, а ты…»?
Задумайтесь — вам это действительно нужно? Или главное для вас — это показать себе и другим, что вы — хорошие родители, которые на все готовы для своего ребенка? А ребенка своего вы спросили, нужно ли ему это?
Обычная школа безо всяких взносов
«Ах, это же ужас! — восклицают мамочки с круглыми глазами. — Я своего ребенка — туда? Да ни в жизнь!» Стоп! А почему, собственно? Откуда это стойкое убеждение, что в обычных школах учатся исключительно люмпены и малолетние преступники, а преподают там сплошь некомпетентные педагоги?
Зачастую хороший — то есть чуткий и внимательный педагог! — сознательно отказывается идти работать в престижное заведение, ибо там от него требуют высокого результата любой ценой — в том числе ценой ломки детской души и здоровья. Те, у кого есть профессиональная совесть, не готовы идти на такие жертвы. И даже аргумент «Там больше платят» отнюдь не всегда срабатывает: ставка по ЕТС во всех государственных школах одинакова, и попечительские взносы далеко не всегда идут на дополнительную оплату учителям…
Чем еще так страшна «беспонтовая» школа? Контингентом? То есть вы уверены, что в хорошей школе хулиганов меньше? Или, может быть, надеетесь, что классный руководитель за те деньги, что вы заплатили в качестве вступительного взноса, станет персональным телохранителем вашего ребенка? Сомнительно весьма…
Тем более не стоит забывать, что и в престижной школе велик процент обычных детей, которым посчастливилось туда попасть безо всяких вступительных взносов. И дети эти приходят из самых разных семей, и ведут себя совершенно по-разному. И количество девочек, курящих и матерящихся за углом родной школы, одинаково и в престижной школе, и в обычной.
Хотите стопроцентно «чистый» контингент — интеллигентный, обеспеченный и т. п. — смело отдавайте ребенка в частное учебное заведение. Там гарантий больше.
Вы уверены, что это ВАШ выбор?
Вам кажется, что нехилый денежный взнос при поступлении в «понтовую» школу — это единственное разумное решение, ибо соседняя школа — это не вариант. И вы уверены, что это целиком и полностью ваш свободный выбор. Уверены на 100%?
Так вот. Когда я привела свою дочь в собственную родную школу, где сама училась все 10 лет и даже преподавала некоторое время после института, передо мной развели руками и сказали: «А чего вы пришли? Вы вообще к другому участку относитесь! Ваша школа — соседняя». Школа осталась там же, где и была. Мой дом, где я жила в детстве и где живу до сих пор, тоже вроде бы своего местоположения не изменил. И соседняя школа как стояла на своем месте 15 лет назад, так и по сей день стоит. Тогда что изменилось? Правильно, территориальное распределение близлежащих домов по школам. Угадайте, в чью пользу было перераспределение?
Тенденция очевидна: участки, относящиеся к элитным заведениям, год от года сужают, передавая своих прежних «клиентов» соседним школам. При этом престижные школы не устают на каждом шагу рекламировать себя. Спрашивается — зачем? Вероятно, затем, чтобы большее количество народу стремилось туда попасть любой ценой!
Так кто на самом деле создает ажиотаж и провоцирует заоблачные вступительные взносы в подобные заведения? Да мы же сами, чадолюбивые родители! Ведь мы так хотим, чтоб у нашего дитятки жизнь сложилась как надо, чтобы он был успешным…
Но… Задумайтесь, каким вы в действительности хотите видеть своего ребенка — успешным или счастливым? Ведь первое и второе далеко не всегда бывают взаимосвязаны…