Художественное литье из чугуна

Казалось бы — чугун... Какое сразу же возникает пред­ставление о предметах, сделанных из чугуна? Чугун или чугу­нок — металлический горшок, кухонная принадлежность, ничего общего не имеющая с произведением искусства по метал­лу, чугунные канализационные трубы. А ведь еще полтора сто­летия назад на Всемирной выставке в Париже художественные изделия именно из чугуна удивляли своим изяществом и кра­сотой — цепочка для часов, весящая всего-то 20 граммов, браслет, состоящий из 100 звеньев, миниатюрная скульптура, кружевная чугунная посуда...

Чугун — это выплавленное из руды железо с примесью уг­лерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. Однако из этого, казалось бы, грубого материала можно отливать насто­ящие эстетические шедевры.

Художественное литье из чугуна — тоже универсальная работа. Это удел не только мастера по литью. Мало отливать по какой-то модели изделие. Без владения чеканным искусст­вом литейщику не создать художественного произведения. Отлитая из чугуна скульптура или другое изделие будет мерт­вым без прикосновения чекана, без декоративной отделки. Вообще технология производства художественных предме­тов из чугуна практически аналогична созданию изделий из дру­гих металлов и сплавов — из тех же бронзы, латуни, силумина, серебра, золота.

Мастер художественного литья должен обладать умением формовки, чеканки и декора, ведь литейщик — это еще и че­канщик, и декоратор. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, не­обходимо избрать соответствующую форму для любого ли­тейного произведения.

Формовка — тоже большое искусство. С формовки, собст­венно, и начинается весь непростой процесс создания изде­лия. Опоку изготавливают так же, как и при других видах литья (металлический квадрат или прямоугольник со стенками необ­ходимой высоты).

Восковую или бронзовую модель заформовывают в песчано-глиняную смесь в опоке с литником и выпором. Далее по уже известной технологии. Если скульптура сложной формы, то ее собирают из нескольких опок. Сложность формовки состо­ит в том, чтобы многофигурную поверхность модели с высту­пами и углублениями разделить на возможно меньшее коли­чество частей заформовки — от этого во многом зависит качество литейного изделия. Многофигурные композиции от­ливают частями, а затем компонуют в группу.

Как уже отмечалось, отливки нуждаются в прочеканивании. Прочеканивание сглаживает поверхность, удаляя ненуж­ные выступы и впадины, а также формирует рельеф изделия, придает четкость деталям, общему контуру. Именно гармо­ничность проработки деталей и решение композиции в целом делают литейное произведение выразительным. Полную закон­ченность изделию дает его окраска. Определенный цвет орга­нически связан с особенностями материала, его пластически­ми и цветовыми особенностями. Идеальная окраска — тонкое искусство.

Словом, мастер художественного литья — это и формов­щик, и литейщик, и чеканщик, и специалист по окраске, и да­же скульптор. Все эти специализации сочетают настоящие мастера — художники по металлу.

Сегодня получает развитие и такая разновидность литья из чугуна, как чугунное архитектурное литье — садово-парковые изделия. Речь идет о садовой чугунной мебели, оградах для особняков, решетках, беседочных колоннах и других атрибу­тах садово-парковой архитектуры. Эти предметы отливаются частями, что дает возможность индивидуальному мастеру са­мостоятельно их изготовить.

Художественное литье изготовление скульптуры, барельефов, памятных досок



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: