Системные свойства урока
В результате было выделено три функции обучения: обучающая, развивающая и воспитывающая. Урок стал включать три цели: обу чения, развития и воспитания. Можно выделить также стимулирующую, побуж дающую и др. Но этими функциями не исчерпываются возможности урока. Главная функция урока должна состоять, по нашему мнению, в развитии инди видуальности и формировании личности школьника, отдельных их качеств в единстве.
Поэтому основной функцией урока должна стать интегративная функция. Ее реализация заключается в формировании:
а) целостной системы знаний, 48
б) алгоритмов деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной, профессиональной и др.),
в) системы основных сфер человека и индивидуальных качеств в их един стве,
г) системы интегративных свойств индивидуальности и личности в целом.
С этой функцией мы связываем целостные (системные) свойства урока.
Известно, что реальное основание индивидуальности и личности человека лежит в той системе деятельностей, которые им реализуются (А.Н. Леонтьев). Значит, чтобы сформировать целостную систему знаний, отвечающую требова ниям предстоящей жизнедеятельности учащихся, необходимо урок все полнее связывать с производительным трудом, с запросами самих учащихся, с их буду щей деятельностью, давать те знания, которые понадобятся не столько общест ву, сколько конкретной личности. Поэтому чем полнее на уроке реализуется взаимосвязь общего и профессионального образования, связь обучения с произ водительным трудом учащихся, тем более эффективно этот урок обеспечивает формирование целостной системы знаний, действительно необходимой данным учащимся. Это первое свойство урока как целостности. Что нужно, чтобы урок обладал таким свойством?
На уроке, как известно, формируются не только знания, но и способы дей ствий и алгоритмы деятельности. Следовательно, чем больше уделяется внима ния формированию алгоритмов деятельности, тем все более урок предопределя ет активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности. Это вто рое целостное свойство урока. Нетрудно видеть, что первые два свойства спо собствуют развитию как индивидуальных качеств (сфер человека), так и разви тию личности и отдельных ее сторон. Прежде всего это развитие интеллектуаль ной, мотивационной и др. сфер, а также формирование профессиональной ори ентации личности, ее взглядов, мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности.
Но на уроке необходимо целенаправленно формировать индивидуальные и личностные качества школьника. Поэтому, чем более активизируются на уроке основные сферы человека и структурные компоненты личности, тем более цело стным является урок. Это третье целостное свойство урока.
Урок как целостность необходимо рассматривать во взаимосвязи со всей системой учебновоспитательного процесса образовательного учреждения. Это положение требует не только установления межпредметных связей, но коорди нации действий всех педагогов, работающих с конкретным классом. Отсюда сле дует еще одно (четвертое) целостное свойство урока: уровень целостности урока тем выше, чем он больше будет работать“ на весь учебновоспитательный про цесс.
Чтобы каждый отдельный урок обладал интегративной функцией и целост ными свойствами, необходимо, чтобы весь педагогический процесс функциони ровал как целостность. Таким образом, урок может быть значительно эффектив нее, если он будет соответствовать высшему уровню своей целостности, а для этого ему необходимо обладать системными, целостными свойствами. Более подробная информация на сайте Учитель педагогики. Про уроки тут.
Поэтому основной функцией урока должна стать интегративная функция. Ее реализация заключается в формировании:
а) целостной системы знаний, 48
б) алгоритмов деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной, профессиональной и др.),
в) системы основных сфер человека и индивидуальных качеств в их един стве,
г) системы интегративных свойств индивидуальности и личности в целом.
С этой функцией мы связываем целостные (системные) свойства урока.
Известно, что реальное основание индивидуальности и личности человека лежит в той системе деятельностей, которые им реализуются (А.Н. Леонтьев). Значит, чтобы сформировать целостную систему знаний, отвечающую требова ниям предстоящей жизнедеятельности учащихся, необходимо урок все полнее связывать с производительным трудом, с запросами самих учащихся, с их буду щей деятельностью, давать те знания, которые понадобятся не столько общест ву, сколько конкретной личности. Поэтому чем полнее на уроке реализуется взаимосвязь общего и профессионального образования, связь обучения с произ водительным трудом учащихся, тем более эффективно этот урок обеспечивает формирование целостной системы знаний, действительно необходимой данным учащимся. Это первое свойство урока как целостности. Что нужно, чтобы урок обладал таким свойством?
На уроке, как известно, формируются не только знания, но и способы дей ствий и алгоритмы деятельности. Следовательно, чем больше уделяется внима ния формированию алгоритмов деятельности, тем все более урок предопределя ет активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности. Это вто рое целостное свойство урока. Нетрудно видеть, что первые два свойства спо собствуют развитию как индивидуальных качеств (сфер человека), так и разви тию личности и отдельных ее сторон. Прежде всего это развитие интеллектуаль ной, мотивационной и др. сфер, а также формирование профессиональной ори ентации личности, ее взглядов, мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности.
Но на уроке необходимо целенаправленно формировать индивидуальные и личностные качества школьника. Поэтому, чем более активизируются на уроке основные сферы человека и структурные компоненты личности, тем более цело стным является урок. Это третье целостное свойство урока.
Урок как целостность необходимо рассматривать во взаимосвязи со всей системой учебновоспитательного процесса образовательного учреждения. Это положение требует не только установления межпредметных связей, но коорди нации действий всех педагогов, работающих с конкретным классом. Отсюда сле дует еще одно (четвертое) целостное свойство урока: уровень целостности урока тем выше, чем он больше будет работать“ на весь учебновоспитательный про цесс.
Чтобы каждый отдельный урок обладал интегративной функцией и целост ными свойствами, необходимо, чтобы весь педагогический процесс функциони ровал как целостность. Таким образом, урок может быть значительно эффектив нее, если он будет соответствовать высшему уровню своей целостности, а для этого ему необходимо обладать системными, целостными свойствами. Более подробная информация на сайте Учитель педагогики. Про уроки тут.
Отзывы и комментарии