Режиссеры между славой, кино и реальностью
Как в Голливуде, так и в Европе режиссеры все еще считаются полубожествами и творцами киноиндустрии. Но невзирая на эту распространенную мысль они часто являются голыми королями, которые украшают себя чужим пером.
"Звезды и режиссеры – как короли, а все остальные – лишь свита", – Джеффри Бом знал, о чем говорит. В конечном итоге, он до самой смерти был на передовой сценарного ремесла, он является автором сценария к фильму "Индиана Джонс и последний крестовый поход".
Во всем западном мире монархия давно превратилась в помпу и выражение исключительно внешней символики, не подкрепленной реальной политической властью. Делается ли не то же в шоу-бизнесе? Действительно ли режиссеры натсолько определяющие для качества фильма? Когда речь идет о таких мегазирок, как Шон Коннери, Том Круз, Джулия ли Робертс, это ясно. Они зарабатывают свои гонорары не столько за актерский талант, как за внешний шарм.
То, что режиссеры – это правители мира кино, звучит как акисома. На кионэкране мы видим подтверждения этого: "Лента режиссера..." Только правомерно ли? Но если мы спросим сценариста Эрнста Лемана, что было потеряно в сценарии во время съемок фильма по его сценарию Альфредом Хичкоком, он отвечает: "Хичкок снимал мой фильм!" Конечно, это удобно, приписывать произведение киноискусства одному конкретному лицу, даже с чисто формальной точки зрения. "Новый фильм режиссера Девида Финчера". Все знают – "Бойцовский клуб". А автор сценария и продюсер?
И является ли не режиссер тем лицом, которое возводит вместе все нити во время съемок? Не являьеся ли он дирижером? Но что может сделать дирижер без нот? Когда режиссер Фрэнк Капра очень гордился своим особенным почерком, его сценарист Роберт Рискин послал ему однажды пачку белой бумаги и написал: "Добавляй своего особенного почерка".
Фиксация на лице режиссера изменяет взгляд на действительность. "Кино – это коллективная работа". Это признают даже некоторые режиссеры. Хотя бы Милош Форман, которому принадлежит эта цитата. Следовательно, что прячется за престижным титулом режиссера? Он ли тот, кто вынашивал идею, проводя бессонные ночи над ее воплощением? Тот, кто выполнил всю мелкую работу сбора материала, писания текста, дизайна костюмов, часами дискутировал над мельчайшими нюансами колеристики, а затем чуть ли не получил инфаркт во время вырезания отдельных сцен? Согласился ли он сыграть роль шефа на протяжении нескольких недель съемок и более позднего резания пленок, после того, как продюсер годами дискутировал со сценаристами и инвесторами? Ответ каждый раз другой.
ПОСТУП