4 ноября. Традиции возвращаются?
В третий раз Россия готовится отпраздновать День народного единства. Праздник, хоть фактически и пришедший на смену ноябрьским «красным дням» советской эпохи, но несущий совершенно другую смысловую нагрузку.
Что же произошло в этот день почти четыреста лет назад? Какие события предшествовали этой победе, и какое значение она имела для дальнейшего развития России? В этом мы и попытаемся разобраться.
В 1598 году смерть не оставившего после себя наследника царя Федора Ивановича, старшего сына Ивана Грозного, возвещает об окончании династии Рюриковичей. Младший сын Ивана IV, прозванного Грозным, Дмитрий, погиб несколькими годами ранее, при не выясненных до конца и по сей день обстоятельствах. Эта смерть и послужила началом череды событий, называемых в истории России — Смутное время.
На протяжении последующих пятнадцати лет российский народ находился в состоянии первой в истории России гражданской войны. Цари самозваные и «выкрикнутые», семибоярщина, народные бунты и двоевластие, польско-литовская и шведская оккупации, разобщенность народа, голод, раздробленность церкви и упадок культуры, через всё прошла Московская Русь в эти смутные годы…
И только 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года разгромом гарнизона, засевшего в крепости Китай-город, началось восстановление государственной целостности Руси. Армия народного ополчения под руководством купца Кузьмы Минина и князя Пожарского, объединявшая представителей всех сословий, национальностей и конфессий, принесла эту важную для всех людей России победу. В этот день русские, татары, удмурты, чуваши и многие другие народы, руководимые чувством национального достоинства и личного долга, сделали первый, но очень важный шаг в восстановлении Русской государственности.
Начало новой царской династии Романовых, подвиг Ивана Сусанина, смерть Кузьмы Минина, заключение мира с Речью Посполитой, окончание гражданской войны и Смутного времени — всё в будущем. Но без скромной победы этого дня — будущего для России могло и не быть…
Почему же спустя почти четыре века решено отмечать этот день как государственный праздник? Принятие такого решения обусловлено потребностью найти замену многострадальному ноябрьскому торжеству, несколько раз менявшему за последние годы своё название, но так и не вписавшемуся в современную российскую действительность. День битвы, произошедшей 4 ноября, как нельзя лучше, учитывая крайнюю нежелательность существенного переноса выходного дня в годовом цикле, подошел для этого. Более того, раньше этот день отмечался как всероссийский праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконы, находившейся в ополчении и ставшей символом победы. Прекращение празднования этого дня произошло только после событий 1917 года.
Мы только начинаем привыкать к этому празднику, и хочется, чтобы он стал для народов России не днём противостояния православной и католической церкви, не днём победы России над Речью Посполитой, а символом единения и возрождения нации. Нации, сумевшей побороть не столько внешних интервентов, раздирающих Русь на части, сколько внутренних врагов. Врагов в обличии Семибоярщины, готовой за личные блага продать свой народ иноземцам, царей-самозванцев, несущих с собой чуждое православной Руси вероисповедание и разорение, разбойников, использующих ослабленную государственность для своих корыстных целей. Это праздник возвращения традиций народа, победившего внутреннюю разобщенность и нашедшего в себе силы сплотиться перед лицом смертельной опасности, грозившей сказаться не только на дальнейшем развитии России, но и на самом факте её существования.