Музыка Средневековья: какой она была? О, фортуна, или Выбираясь из Темных веков

Кроме трубадуров и труверов, в разных странах существовали свои варианты бродячих поэтов-музыкантов. В Германии их называли миннезингерами и шпильманами. Среди них часто встречались представители рыцарского сословия, даже императоры не гнушались быть «певцами любви» (Генрих VI — сын Фридриха Барбароссы).

Самый известный из немецких миннезингеров — Вальтер фон дер Фогельвейде. Сохранилось около 200 его стихотворений и несколько мелодий. И нельзя не назвать Вольфрама фон Эшенбаха, от него остался роман «Парцифаль» (или «Парсифаль», кто-то может вспомнить одноименную оперу Вагнера).

Сами ваганты (менестрели, миннезингеры и так далее) могли перенять наследие древнеримских актеров — гистрионов и мимов (их потомки еще долго бродили по Европе), могли воспользоваться и наследием древних кельтских бардов. Факт остается фактом: эти «бродячие люди» сыграли огромную роль. Появлялись и входили в быт новые музыкальные инструменты, в разных странах — свои. С творчеством вагантов зарождалось светское искусство. Кармина бурана

В 1803 году в Германии был найден сборник стихов бродячих поэтов — вагантов. Часть из 315 песен из сборника «Кармина Бурана» были снабжены невмами (нотная нотация, используемая в древней Европе, Византии, в древней Руси и Армении). Этим словом — невма (от древнегреческого pneuma — вздох, дышу), раньше обозначали высоту звуков. Это означало, что найденные в бенедиктинском монастыре в Баварии стихи были когда-то песнями. Окончательной расшифровке невмы не поддаются.

В этом сборнике странствующих музыкантов сохранились песни сатирические, любовные, застольные. Тексты этих песен не всегда носят пристойный характер. Непостоянство удачи, плотские радости: обжорство, пьянство и прочее, — темы вполне актуальные как 800−1000 лет назад, так и сейчас (части «В кабаке», «Любовные пересуды»).

Находка старинного сборника побудила огромное количество уже современных нам музыкантов к написанию музыки на эти латинские, старофранцузские и средневерхненемецкие тексты. Из стихов этого сборника родились песни норвежских готик-металл-групп Theatre of Tragedy и Tristánia, темы можно услышать в музыке французской группы Era и так далее. Это лишний раз подтверждает огромный интерес представителей рок-культуры к средневековой музыке. Более того, эти темы используются в японских ролевых играх (Final Fantasy VII), в видео-игре Gauntlet Legends.

Но самое интересное случилось с музыкой немецкого композитора, классика 20 века — Карла Орфа. Его кантата «Carmina Burana» на тексты этого средневекового песенного сборника получила такое признание в мире, что хотя бы с одной мелодией оттуда знаком человек, совсем далекий от музыки. Это тема «O Fortuna!». Только вдуматься: текст на латыни — то есть никому не понятный, к тому же чуть ли не 1000-летней давности, а музыка завоевала все страны-континенты.

Фортуна — это судьба. Она как Луна — изменяющаяся, убывающая, вызывающая приливы и отливы. Она как колесо — которое крутится вхолостую. Таков приблизительно смысл старых латинских слов. И музыка Карла Орфа удивительно соответствует этим поэтическим образам. В кантате (особенно, в ее сценическом варианте) Колесо Фортуны поворачивается, при этом счастье оборачивается горем. Колесо Фортуны — одновременно и стержень музыкальной композиции.

«O Fortuna!» в течение 75 лет остается самым исполняемым произведением классики. «Перепевов» ее в масс-культуре перечислить невозможно. Особенно это касается рок-групп, их, должно быть, около сотни. Доходило и до судов — ведь автор у музыки был.

Эту музыку часто можно услышать в рекламе, перед футбольными и боксерскими матчами, во время торжественных церемоний в европейских университетах.

Что касается использования «O Fortuna!» в кинофильмах — здесь список еще больше. Просто перечислю некоторые названия: «Экскалибур», «Охота за «Красным октябрём», «Генеральская дочь», «Капитализм: История любви», «Чудаки», «Оптом дешевле», «Последний из могикан» и так далее. Одним словом, когда нужно показать что-то ну очень страшное, грозное и зловещее — ничего лучше музыки Орфа на стихи средневекового бродячего поэта нет…

Судьба чудовищна и пуста, уже с рождения запущено колесо невзгод и болезней, благосостояние тщетно и не приводит ни к чему, судьба следует по пятам тайно и неусыпно за каждым, как чума; но не задумываясь я поворачиваюсь незащищённой спиной к твоему злу.

(текст «O Fortuna!»)

А шведский режиссер Ингмар Бергман говорил, что «Кармина Бурана» вдохновила его на знаменитый фильм «Седьмая печать».

Музыка получала свое развитие не только в рыцарских замках и на улицах средневековых городов. Церкви и монастыри оставались крупнейшими «музыкальными центрами». Первая женщина-композитор

Как ни странно, но первую женщину-композитора дало тоже Средневековье. Она была монахиней.

Святая Хильдегарда Бингенская (1098 — 1179 годы) известна не только как автор религиозных сочинений и медицинских трактатов, но и как автор песнопений, в основном — гимнов. Они были изданы книгой «Созвучие мелодий небесных откровений». Причем около 80 ее песен сохранилось. Мелодии ее песнопений не похожи на то, что слышим мы, но и несколько отличаются от мелодий ее времени (григорианского хорала).

Зарождалось «профессиональное» многоголосие. Это был огромный прорыв. Ведь из многоголосия впоследствии родятся аккорды. Многим (например, играющим на гитаре) знакомые аккорды не могли появиться просто так, ниоткуда. Аккорды появляются там, где есть соотношение звуков. А соотношение возможно только там, где есть несколько голосов, несколько линий, то есть созвучие. Если элементы многоголосия могли встречаться и значительно раньше — в более древних культурах, то на «профессиональную основу» многоголосие встало именно в Средневековье. Школа Нотр-Дам

Нотр-Дам — это известный всем по роману В. Гюго Собор Парижской богоматери. В его стенах зародилась первая профессиональная композиторская школа (XII век). Новое направление в музыке было связано с капеллой Собора и Парижским университетом. Самые известные представители этой школы: Леонин и Перотин. Часть из наследия школы Нотр-Дам сохранилась.

Приблизительно в это же время появилась запись деления звуков «на время» — ведь звук имеет не только высоту, но и продолжительность звучания (Франко Кёльнский).

Слушая средневековую музыку, понимаешь, насколько она не похожа на то, к чему привыкло ухо современного человека. Она не лучше и не хуже — она просто другая…

Пора выбираться из Средневековья, названного Темными веками. Хотя очень интересно то, что в современной культуре явно наблюдается «возврат к готике», к темам и образам Темных веков. Но выбираться нужно. К сожалению, описать полностью всё музыкально-происходящее в этих Темных веках в трех статьях не представляется возможным. Даже «галопом» по средневековым «европам» проскакать не удается. А речь идет только о Западной Европе (и то без Англии, Шотландии и Ирландии). «За кадром» пока остается Византия, Восточная Европа, своеобразное и богатое музыкальное наследие различных стран Азии.

Это все — отдельные темы. И к музыке Средневековья придется так или иначе периодически возвращаться. Но сейчас самое время переходить к эпохе Возрождения.

(В комментариях можно послушать музыку. )




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: