Музыка барокко: какой она была? Рыжий священник Вивальди и «Времена года»
Он был рыжим, и он был священником. Поэтому прозвище его не было чем-то оскорбительным или неуместным. Но то, что современники называли своего аббата и музыкального гения «рыжим попом» (il prette rosso) — довольно интересный факт. Волосы у него были рыжими, но тогда же носили парики, так что это не было особенно заметно. Да и что особенного в рыжеватости волос в таком городе, как Венеция?
Это первый раз, когда я советую, то есть могу рекомендовать. «Времена года» — одно из произведений мировой музыки, которое нужно хотя бы раз в жизни послушать. Можно не целиком и не сразу, а выборочно и в разное время — все-таки 12 частей. Но послушать раз в жизни нужно и, если понравится — оставить что-то для себя. На внешнем носителе и в своем внутреннем мире, если можно так выразиться.
Итак, Италия эпохи барокко. Появлялись новые жанры. Об опере уже писалось, но и в инструментальной музыке зародились жанры с уже знакомыми нам словами: соната, концерт. Сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera), и церковную сонату (sonata da chiesa). Это еще были не те сонаты, которые нам знакомы «по Моцарту», но провозвестники «новых сонат». В итальянском барокко родился новый «свободный» стиль — кончерто гроссо (большой концерт). Там еще не было солиста, но уже было соревнование одной группы инструментов со всем оркестром.
Арканджело Корелли (1653−1713), Алессандро Скарлатти (1660−1725), Джузеппе Тартини с его знаменитыми «Дьявольскими трелями"(1692−1770), Пьетро Локателли (1695−1764) — это потрясающие мастера итальянского кончерто гроссо, но о них подробно рассказать сейчас нет возможности.
Нет возможности в деталях рассказать и о других прекрасных итальянских музыкантах эпохи барокко. Упомянем о них вкратце:
Бальдассаре Галуппи (1706−1785), а ведь он еще и работал в России при дворе императрицы Екатерины Великой (Галуппи — также первый иностранец, написавший музыку на текст православного богослужения). Тогда многих итальянцев приглашали работать в Россию, они сыграли большую роль в становлении архитектуры и других видов искусства. В 19 веке от слишком большого «итальянского влияния» пришлось избавляться.
— Джанни. Джованни Баттиста Перголези. Сам он называет себя Джанни. Пойдем, я вас познакомлю. — И все-таки, Дейв, вам следовало воскресить Моцарта. — Не говори ерунды, — сказал я. — Ты поймешь, что я поступил правильно, когда увидишь его. К тому же с Моцартом было бы слишком много проблем. Все эти рассказы о его личной жизни, что мне довелось слышать… У тебя парик дыбом встанет! Пойдем.
(Роберт Сильверберг. Фантастический рассказ «Джанни»).
Джованни Баттиста Перголези (1710−1736) с его знаменитым сейчас Stabat Mater. (Stabat Mater — «Стояла мать скорбящая» — католическая секвенция на латинском языке, повествующая о страданиях Девы Марии, на эту тему написано масса произведений, пишутся они и сейчас). Перголези прожил мало, 26 лет: туберкулез тогда никак не лечился. Но что интересно — почитайте рассказ современного американского фантаста Роберта Сильверберга «Джанни». В нем ученые переносят Перголези в будущее — то есть в наше славное настоящее. Там (здесь) он становится членом рок-группы и погибает от передозировки наркотиков.
— Поп. Такая странная музыка. Такая простая. Снова и снова одно и то же, громко и бесформенно. Но мне нравится… Кто слушает эту музыку? Imbecili? Infanti"? (Недоумки? Дети?) (ит. )] - Все, — сказал Сэм.
(Роберт Сильверберг. Рассказ «Джанни»).
А нам пора переходить к великому итальянцу Вивальди. Антонио Вивальди
Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном, Печалиться давайте, давайте, давайте, Печалиться давайте об этом и о том…
(слова и музыка С. Никитина из телефильма «Почти смешная история»).
Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Возможно, его предки были пиратами. Он был первенцем в многодетной семье брадобрея и скрипача. То есть отец работал парикмахером, услаждая периодически скучающих посетителей игрой на скрипке. Играл он и в оркестре собора святого Марка (кафедральном венецианском). Старший сын уже замещал отца в этом оркестре в 10 лет. А первый свой опус Антонио сочинил в 13 лет.
В Италии существовала замечательная традиция: чтобы спокойно заниматься музыкой, лучше всего было принять духовный сан. Обладатель этого сана мог заниматься музыкой, причем не только духовной, но и мирской, светской, ему никто не мешал. Так случилось с Монтеверди, так случилось и с Вивальди.
В 23 года Антонио Вивальди становится священником и начинает работать. Главная его деятельность заключалась в преподавании в женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietа»). Это были особые заведения в Венеции: предназначенные для сирот (до 900 девочек), они давали прекрасное воспитание и образование, в том числе — музыкальное. В таких заведениях поработали многие крупные итальянские музыканты. А сами «консерватории» славились своими концертами.
Вивальди пишет сонаты, оперы, концерты (всего известно только 465 инструментальных концертов!). Он работает очень много и становится известным во всей Европе. Конечно, случались у него и столкновения с церковными властями (как почти в то же время у Баха в Германии). Почему он оставил службу и ушел? Но это не я виноват, а Бог. Он послал мне в этот момент вдохновение, и я ему подчинился. Вообще-то, надо сказать, что Инквизиция не трогала музыкантов…
Будучи в Мантуе, Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро (тоже дочкой парикмахера). Анна и ее сестра становятся постоянными спутницами композитора. На эту тему слишком много разговоров. Было ли грехопадение Вивальди — я не знаю. И спекулировать на эту тему не хочу. Но из-за определенных слухов ему был запрещен въезд в город Феррару, где во время карнавалов исполнялись его оперы.
Он уехал в Рим, много работал там. Во французском посольстве тогда служил Жан-Жак Руссо, он очень ценил Вивальди и сам исполнял его музыку.
Вивальди принял решение уехать в Вену, ко двору поклонника его музыки императора Карла VI. Но император внезапно умирает, за этим последует новая общеевропейская война. А Вивальди, уже никому во взбудораженной Вене не нужный, умирает там 28 июля 1741 года. Вивальди умирает на 200 лет. И вновь «оживает» в 20 веке.
После страшной войны, после здравых сомнений в собственной разумности, человек вспомнил о Вивальди и заиграл эту музыку. Сейчас это самая исполняемая музыка на планете Земля. Случайность? Конечно, нет. И, конечно же, в честь Вивальди назван кратер на Меркурии. «Времена года»
Это самое известное произведение Антонио Вивальди. Называлось оно чуть по-другому: «Четыре времени года». И само название символично. И, кстати, известно немало произведений с таким названием (например, П. И. Чайковский).
Начинается цикл с «Весны» и заканчивается «Зимой» (первоначально: «Ад»). Смысл времен года может быть и символичен: от «рождения» весной до «умирания» зимой.
Это очень «изобразительная» музыка: в ней можно услышать и раскаты грома, и кружение зимних вихрей, и пастушьи наигрыши летом, и охотничьи фанфары осенью.
Но прежде всего — это красивая музыка. Очень редко употребляя слово «красивый», не могу удержаться по отношению к музыке Антонио Вивальди.
Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди Под музыку Вивальди, под старый клавесин, Под скрипок переливы, под завыванье вьюги Условимся друг друга любить, что было сил.
(С. Никитин, из телефильма «Почти смешная история»).
Но пора побывать и в других странах Европы. Об этом — в другой раз. А послушать музыку можно в комментариях.