Может ли красота быть брюхоногой?
Я расскажу вам о своей любви. Моя любовь зовется галиотис (от латинского haliotis, или морское ухо) — слово нездешнее, загадочное, оно очень подходит к той красоте, о которой я пишу.
Однако начать придется с прозы. Haliotis sorenseni (галиотис Соренсена) — это брюхоногий моллюск, который живет в прибрежных водах теплых морей с соленой водой (Чёрное море подходит по температурному режиму, но соли в нем маловато, поэтому там галиотис не обитает). Самый северный галиотис встречается в Японском море, а его любимые места пребывания — западное побережье североамериканского континента, восточное и западное побережья Африки.
У моллюска мощная нога, с помощью которой он передвигается со скоростью 5 метров в минуту, а при необходимости, например, в шторм, присасывается к разным поверхностям так, что оторвать можно только с помощью ножа. Дышит жабрами, скрытыми в глубине раковины: вода, омывая их, приносит достаточно кислорода. Питается моллюск водорослями.
Размножаться он начинает в возрасте шести лет и очень масштабно. Моллюск размером в 4 см выбрасывает за один раз около 10 тысяч личинок, а вырастая до 20 см — уже примерно 11 миллионов! Микроскопические галиотисы свободно дрейфуют и их охотно поедают хищники, в итоге только одна из ста икринок имеет шанс на дальнейшую жизнь.
Взрослым моллюскам опасны только каланы (морская выдра) и люди, которые соревнуются друг с другом в охоте за морскими ушками: первые — из-за мяса, вторые — из-за мяса и перламутра.
Живет брюхоногий галиотис в раковине. По форме она напоминает ухо, отсюда и обиходные названия «морское ушко», «свиное ухо». Самые крупные раковины галиотиса вырастают до 30 см.
По внешнему краю каждой раковины проходит ряд отверстий (как будто из уха вынули пирсинг), необходимых для циркуляции воды. Но самое замечательное скрывается внутри — это необыкновенной красоты перламутр. Он бывает не только бело-розовый, как другие виды перламутра, он многоцветен, как северное сияние.
Чистые и нежные цвета — синий, зеленый, розовый, желтый, пурпурный — создают на внутренней стороне раковины галиотиса причудливые узоры. Как бы перетекая один в другой, оттенки нежнейших цветов то прячутся в неведомых глубинах раковины и исчезают, то внезапно появляются вновь. Глаз не оторвать от переливов перламутра галиотиса: как будто слились воедино заря, закат, радуга, призрачный лунный свет, и их игра не прекращается ни на секунду. Как эта красота могла родиться в глубинах морей, куда едва доходят солнечные лучи?
Барон А. Е. Фелькерзам в своих записках «Перламутр и его применение в искусстве» (Старые годы: Еженедельник для любителей искусства и старины. — СПб., 1911. — Ноябрь. — C. 18−32) пишет о перламутре: «Его прочность, чудесная чистота, нарядность и игра цветов, редкий блеск и радостная глазу нежность красок, наводящих на мысли о волнах и облаках, о приятной прохладе и солнечных лучах, — вот в чём его всегда притягательная для человека сила. Для жителей северных стран к этому присоединялась прелесть редкости и далёкого, заморского происхождения…».
А вот научное объяснение красоты, рожденной морем. Слой перламутра складывается годами из тончайших — десятые доли микрона — известковых чешуек. Каждая чешуйка прозрачна и каждая отражает свет, обеспечивая блеск и радужные переливы перламутровых раковин.
Перламутр галиотиса используют для изготовления ювелирных украшений, пуговиц, инкрустаций.
В ХХ веке в Японии и США галиотис стали выращивать в искусственных условиях и вполне успешно. По данным сайта www.wetwebmedia.com, в 80-х годах XX века в Японии около 5 тысяч тонн морских ушек в год добывали в море, а 5,4 тысячи тонн выращивали на специальных морских фермах.
Иногда — очень редко — внутри раковин галиотиса находят розовато-зеленые переливчатые жемчужины.
Перламутр галиотиса великолепно выглядит как в золоте, так и в серебре, а нога его хороша маринованная в соевом или кунжутном соусе — в странах Юго-Восточной Азии мясо, т. е. нога, галиотиса ценится даже выше, чем мускул морского гребешка.
Напоследок несколько советов. Изделия из перламутра нужно беречь от высокой температуры и открытого огня (перламутр может потрескаться, потерять блеск), от контактов с кислотами, абразивами, косметическими средствами. Чистить изделия, в состав которых входит перламутр, можно слегка протерев их картофельным крахмалом.