Ватикан, или Как выглядит самый крупный город-музей?
А точнее — государство-музей… Самый крупный город-музей в мире находится в самом маленьком государстве мира.
О Ватикане пишут большие разнообразные тома — роль его в истории человечества на протяжении полутора тысяч лет огромна, и на сегодняшний день это самое маленькое в мире государство является одним из самых мощных по силе влияния и одним из самых загадочных.
Разобраться в нем под силу только специалисту-медждународнику, хотя бы потому, что Ватикан — в некотором роде вспомогательная территория Святого Престола. Именно Святой Престол осуществляет все международные, дипломатические и прочие функции. И это в наше время — редчайший случай абсолютной монархии, только не наследуемой, а теократической и выборной.
Чтобы долго не разбираться в этих непростых вопросах, достаточно сказать, что как суверенное государство Ватикан существует совсем недолго — с 11 февраля 1929 года, а именно с момента подписания Латеранских соглашений между Италией (в лице Муссолини) и собственно Ватиканом.
Границы Ватикана четко очерчены этим договором, однако все же несколько размыты. Вкратце можно напомнить: у государства этого есть все, что положено: герб, флаг, гимн, почта и интернет-сервер, экономика (плановая!) и деньги, язык (итальянский и латынь), воинство — гвардия швейцарцев (с которой периодически возникают проблемы в силу того, что Швейцария уже давно стала богатой европейской страной и гвардейцы в курсе своих прав на достойное жалование), и наконец, сам монарх — папа. Папская резиденция со времен Авиньона постоянно находилась в Ватикане (за исключением набегов и войн, когда папы скрывались в Замке святого Ангела).
Есть свои жители, даже заключаются браки — все это внутренняя жизнь государства, которую познать можно только практически, хоть какое-то время пожив на территории Ватикана.
Но зато очень легко понять, какие сокровища хранятся в Ватиканских музеях. Они тоже стали полностью доступны для обозрения туристов с 1929 года.
Римские папы покровительствовали искусству, если таковое соответствовало всем положенным догмам и нормам. Привлекали художников, не жалели средств для оплаты труда, в результате сейчас Ватикан — уникальный город-музей.
Исключительно интересно, на мой взгляд, то, что холм, на котором находится государство, не относится к знаменитым семи холмам Рима. Ко всему прочему он называется Mons Vaticanus, а ведь в переводе это — «место гаданий», или место оракула. Видимо, не простой был холм еще в достопамятные времена. Место и раньше считалось священным, не заселялось, хотя разбивал здесь сады печально знаменитый Калигула и строил цирк не менее печально знаменитый Нерон.
И здесь же, на этом холме, по преданию, принял мученическую смерть апостол Петр, тот самый, любимый ученик Христа и общехристианский святой (православные отмечают память 12 июля, католики — 29 июня)… Он же традиционно считается первым римским папой. На месте, где предполагаемо находилась его могила, стоит самый главный католический храм в мире — Собор святого Петра. Здесь традиционно и начинается Ватикан.
О Соборе святого Петра можно писать бесконечно. Практически все крупные архитекторы и художники (Браманте, Рафаэль, Микеланджело) участвовали в строительстве и украшении собора, который еще совсем недавно был крупнейшим в мире. Сейчас же самым крупным христианским храмом является другой, он в столице Кот д’Ивуара, в Ямусукро (Нотр-Дам-де-ла-Пэ), но также выполнен по образцу Собора Святого Петра.
Именно с одного из балконов собора (лоджии Благословения) и обращается к многочисленным верующим римский папа с посланием «Городу и миру» (Urbi et Orbi).
Шедевр ювелирного искусства — изготовленные Филаретом центральные бронзовые врата с изображением Петра и Павла. Есть и Священные врата, которые открываются только раз в 25 лет самим папой.
В самом соборе — невероятное ощущение величия и странное впечатление пульсирующих человеческих мускулов у многочисленных колонн и скульптур. Здесь и знаменитая мраморная «Пьета» Микеланджело под пуленепробиваемым стеклом (после попытки вандализма, когда некий венгерский геолог напал на статую с молотком с криками, что он сам — Христос). «Пьета» — это оплакивание Христа, где фигуры Марии с сыном выполнены в человеческую величину. Считается, что это единственная работа, которую подписал мастер. Также считается, что «Пьета» — одна из самых лучших и сильных работ Микеланджело, которому было на тот момент 24 года.
В соборе находятся надгробия многих пап, исторических деятелей (например, усыпальница Стюартов — последних представителей шотландской королевской семьи). Капеллы, базилики, баптистерий, сокровищница — собор столь велик, что вмещает огромное количество священных реликвий и произведений искусств. А под собором еще — обширные подземелья, Священные Гроты с палеохристианскими гробницами…
А за собором — Ватиканские дворцы. Это целый комплекс зданий, чрезвычайно интересный и с архитектурной, и с исторической точки зрения. Апостольский дворец (или Папский дворец) — официальная резиденция папы римского. И здесь же — самые знаменитые Ватиканские музеи и библиотека. Здесь же — Сикстинская капелла с фресками Микеланджело и Станцы Рафаэля.
Собор соединяется с Папским дворцом Королевской лестницей (Скала Реджа). Архитектор Бернини так использовал прием искусственной перспективы, что возникает полная иллюзия увеличения не только самой лестницы, но и размеров самого папы, вздумай он появиться в данный момент (а он и появляется, но только во время торжественных выходов).
В сами музеи нужно долго подниматься по винтовой лестнице. И здесь начинается все то, что собиралось веками и не имеет ни цены, ни аналогов в мире. Здесь и Музей Пио-Кристиано (раннехристианские произведения из римских катакомб), и Ватиканская пинакотека (византийская и европейская живопись), и Григорианский Этрусский музей, и огромнейшая библиотека с самым большим собранием рукописей в мире), и музей Кьярамонти (античное искусство), и Григорианский Египетский музей, и многое, многое другое…
Каждый из этих музеев достоин длительного описания и научных трудов (что и существует в большом количестве). И того, чтобы его посетил любой желающий — а вот это уже некоторая редкость. К сожалению.