Образовательная кинесиология: можно ли «оптимизировать» работу мозга?

Все чаще встречаются дети, не способные совершить элементарные действия — поймать мяч, дотянуться правой рукой до левого уха и т. п. Нередко можно увидеть, как человек левой рукой подносит мобильник к правому уху или наоборот — правой к левому. Читает Анна Осокина Скачать в mp3 (4.3 Mb / 06:13)

Очевидная связь работы тела и мозга получила научное объяснение только в середине XX века в ходе исследований американского ученого Пола Деннисона.

Анализируя закономерности восприятия информации и развития внутренней речи у детей, Деннисон расширил традиционные представления о работе мозга и экспериментально доказал, что у многих людей полушария выполняют несвойственные им функции. В результате снижается эффективность обучения, блокируются способности, возникают неврозы.

Изучив связь между работой полушарий и способностью видеть, слышать и двигаться, Деннисон пришел к выводу, что с помощью специальных физических упражнений можно восстановить в каждом полушарии те функции, которые свойственны ему генетически, и достичь баланса всей системы.

Систему, оптимизирующую работу мозга, назвали образовательной кинесиологией (знания через движения). Учитель, знакомый с основами образовательной кинесиологии, всегда сможет сказать, какой канал восприятия у его ученика ведущий — визуальный, кинестетический или аудиальный. А главное — как использовать эти знания в «мирных целях»?

Визуал воспринимает информацию в основном зрительно, поэтому ему недостаточно слушать объяснения учителя — ему необходимы схемы, графики, макеты, иллюстрации. Для включения визуалов в работу рекомендуется использовать глаголы, активизирующие зрительную систему: посмотри, видишь, представь себе и так далее, а также слова, описывающие цвет, форму, размер объекта. У визуалов быстрая речь и высокая скорость реакции, так как они мыслят образами.

Кинестетик не может усидеть на месте в момент объяснения нового материала — ведь усвоение информации у него идет через движения. Понимание этой особенности поможет взрослым терпимее относиться к непоседам, в разговоре с которыми лучше использовать слова и примеры, связанные с описанием движений и ощущений — прикоснись, почувствуй, возьми, пройдись (по тексту), плавный, бархатный. Речь кинестетиков обычно замедленная, потому что они прислушиваются к своим телесным ощущениям.

Ребята с ведущим аудиальным каналом воспринимают информацию в первую очередь «на слух». Активизация этого канала происходит с помощью слов: послушай, услышь, прислушайся. Аудиалы отличаются логичностью и рационализмом мышления, их речь размеренна, ритмична и последовательна.

Учебная программа в основном ориентирована на визуалов. Кинестетики и аудиалы вынуждены «переводить» учебный материал на свой язык, что требует дополнительных сил и времени, приводя порой к хронической неуспеваемости. Кинесиология помогает определить «ведущий» глаз и ухо — чтобы посадить ученика слева или справа на таком расстоянии от доски, которое позволит ему усваивать информацию в максимальном объёме.

Выявить особенности работы полушарий можно с помощью специальной диагностики, по результатам которой подбираются упражнения для активизации каналов восприятия. Система этих упражнений называется «Гимнастика мозга» и помогает развить внимание и память, улучшить координацию движений, решить проблемы социальной адаптации и целеполагания. По мнению многих специалистов, на сегодняшний день образовательная кинесиология, основанная на нейрофизиологии и психофизиологии, является наиболее эффективной психокоррекционной методикой.

Программы образовательной кинесиологии во многих странах являются обязательными для всех учебных заведений. Образовательная кинесиология в России появилась двадцать лет назад благодаря психологу С. К. Масгутовой, прошедшей обучение этой технике в США у Пола Деннисона и Гейл Деннисон. Сегодня нашим педагогам и психологам предлагается множество учебных пособий и обучающих программ по кинесиологии. Почему же проблем в обучении не становится меньше?

Во-первых, только по книгам образовательную кинесиологию не освоить. Мне не раз приходилось наблюдать, как проходят практические занятия — работа с телом требует долгой и кропотливой работы под руководством мастера. С помощью мышечного теста опытный кинесиолог может получить ответ на любой вопрос — наше тело никогда не врет. Мастеров мало, потому что их подготовка занимает годы. На курсах повышения квалификации для педагогов и психологов можно освоить только первую ступень этой науки. Но и это — немало.

Во-вторых, чтобы стать хорошим кинесиологом, надо прежде всего самому достичь баланса, помогающего раскрыть свои эмоциональные, физические и умственные ресурсы — только тогда есть шанс помочь другим людям. Впрочем, это касается любого направления психологии.

В-третьих, даже если вы нашли хорошего специалиста, который готов помочь вам или вашему ребенку, придется регулярно выполнять «прописанные» им упражнения, чтобы достичь эффекта.

Кинесиология — полезная вещь. Но и она — не панацея от всех бед, так как, вопреки заверениям ее сторонников, не затрагивает «верхние эшелоны» — мотивы, потребности и жизненные ценности человека. Можно и нужно в совершенстве владеть своим телом, эмоциями и разумом, но только вектор их приложения придает смысл человеческой жизни.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: