Фильмы про войну

Приверженцы строгой жанровой классификации вряд ли согласятся с появлением такого новообразованного термина "военный фильм". Между тем на Западе он используется часто: war film - в англоязычных странах, kriegsfilm - в ФРГ и просто guerre - во Франции. Конечно, ряд так называемых "военных фильмов" могут быть отнесены к историческим лентам, боевикам, драмам. Но не лучше ли сгруппировать все картины о войнах XX века? Сражения прошедших веков - "дела давно минувших дней", более достойные отображения именно в исторических произведениях. Правда, первая и вторая мировая войны тоже представляются современному зрителю историей. Но в последние годы появляется большое количество фильмов о войне во Вьетнаме, о других "малых войнах", региональных конфликтах. Чем являются, например, картины "Охотник на оленей" или "Сальвадор"?! Приписывание их к жанру обычной драмы будет существенно дезориентировать зрителей. Итак, если принять условное понятие "военный фильм", необходимо в данном жанрово-тематическом новообразовании выделить несколько подгрупп. В первую могут войти масштабные, грандиозные по размаху, эпические произведения о войне. Известным мастером таких лент являлся английский режиссер Дэвид Лин, снявший "Мост через реку Квай" (1957) об английских солдатах в японском лагере для военнопленных в годы второй мировой войны,"Лоренс Аравийский" (1962) о британском разведчике, поднявшем арабов на борьбу с турками в 1916 году. В его последующих исторических мелодрамах "Доктор Живаго" и "Дочь Райана" военные, вернее, революционные события оказываются лишь фоном. Но традиции Лина были продолжены многими режиссерами. Особенно популярной была тема высадки союзников на европейском континенте, то есть открытие "второго фронта" во второй мировой войне и ведение различных боевых действий ("Самый длинный день", 1962, реж. Кен Аннакин, Эндрю Мартон, Бернхард Викки; "Битва за уступ", 1965, реж. Кен Аннакин, "Мост у Ремагена", 1968, реж. Джон Гиллермин, "Битва за Британию", 1969, реж. Гай Хэмилтон, "На один мост дальше", 1977, реж. Ричард Аттенборо). Американцы не отставали от своих английских коллег, создавая большие "спектакли" о разных периодах второй мировой войны ("Тора! Тора! Тора!", 1969, реж. Ричард Флейшер, Тосио Масуда, Киндзи Фукасаку, "Паттон", 1970, реж. Франклин Шефнер, "Мидуэй", 1976, реж. Джек Смайт, "Мак-Артур", 1977, реж. Джозеф Сарджент - в последнем фильме известный американский генерал принимает участие уже в боях в Корее). Не остались в стороне от эпического отображения военных событий и кинематографисты других стран ("Горит ли Париж?", 1966, реж. Рене Клеман, "Лодка", 1981, Вольфганг Петерсен; "Сталинград", 1992, реж. Йозеф Вильсмайер), включая социалистические ("Битва на Неретве", 1969, реж. Велько Булайич, "Сутьеска", 1973, реж. Степе Делич). Естественно, что наши режиссеры тоже создавали суперпостановки о Великой Отечественной войне (лидером в этом жанре - "Освобождение", 1969-72 - являлся Юрий Озеров). К концу 70-х годов мода на масштабные ленты о второй мировой войне все-таки пошла на убыль, вернее, тема оказалась исчерпанной. В это время грандиозную сагу о другой, вьетнамской битве снял Фрэнсис Форд Коппола ("Апокалипсис сегодня", 1979). Видимо из-за резкого удорожания производства фильмов, а также по причине большого интереса к отдельной личности, небольшому подразделению, участвующим в сражениях, в 80-е годы американцы не пытались ставить военные эпопеи о Вьетнаме. Да и в иных странах в этот период с масштабными картинами о войне не очень-то везло (кроме упоминавшейся "Лодки" можно назвать только "Галлиполи" австралийского режиссера Питера Уира, фильм 1981 года о первой мировой войне). Неизменным успехом на протяжении десятилетий пользуются ленты из второй подгруппы "военного фильма". Они рассказывают в увлекательной форме, хотя и без привлечения многотысячных массовок и богатого арсенала техники, о более локальных операциях, дерзких нападениях небольших отрядов, о всевозможных диверсиях, покушениях и т.д., и т.п. В 60-70-е годы снималось множество подобных картин о второй мировой войне. Одним из первых в этом ряду был фильм "Пушки Навароне" (1961, реж. Джек Ли Томпсон), который неудачно спустя 17 лет был продолжен Гаем Хэмилтоном в картине "Отряд из десяти человек в Навароне". После нескольких лент, среди которых можно выделить "Герои Телемарка" (1965, реж. Энтони Манн), "Экспресс фон Райана" (1965, реж. Марк Робсон), "Тобрук" (1967, реж. Артур Хиллер), появился мастерски сделанный боевик Роберта Олдрича "Грязная дюжина" (1967) о подготовке отряда для засылки в немецкий тыл и взрыва замка, в котором размещается штаб фашистов. Картина вызвала массу подражаний: "Охрана замка" (1968, реж. Сидни Поллак), "Когда орлы рискуют" (1969) и "Герои Келли"(1970) режиссера Брайана Хаттона, "Дьявольская бригада" (1968, реж. Эндрю Маклаглен - позже он сделал в 1978 году вторую, более легковесную серию этапного "Железного креста" и фильм "Морские волки" в 1980 году), "Орел приземлился" (1976, реж. Джон Стёрджес), "Операция "Рассвет" (1976, реж. Льюис Гилберт). Не случайно, что в числе постановщиков такого рода лент - авторы вестернов, триллеров, боевиков с Джеймсом Бондом, одним словом, приключенческих картин. В событиях второй мировой войны их интересовали, в основном, именно приключения, необычные ситуации. Но помимо Олдрича лишь английскому режиссеру Джону Бурмену удалось добиться "высшего пилотажа" в жанре "военных боевиков" - "Ад на Тихом океане" (1968) о напряженном поединке между летчиком американской морской авиации и японским морским офицером, которые оказались на острове в Тихом океане. Довольно скоро "ремесленники от кинематографа" дискредитировали (так случилось и в нашем кино) остросюжетные фильмы о второй мировой войне, поэтому срочно, чувствуя изменившуюся конъюнктуру, переключились на другой материал. Уже в 1968 году вышла скандально известная картина "Зеленые береты", поставленная "ковбоем № 1" Джоном Уэйном совместно с Реем Келлоггом. Она представляла в качестве славных героев десантников из спецотряда, сражающегося во Вьетнаме. Критики писали, что Уэйн просто перепутал Дальний Восток с Диким Западом. Но лет десять "вьетнамская тема" вообще была под негласным запретом. Лишь после поражения в "грязной войне" появились более серьезные произведения, такие, как "Охотники на оленей" и "Апокалипсис сегодня". Потрясение от войны оказалось настолько сильным, что у режиссеров не было охоты ставить "лихие боевики", наподобие "Зеленых беретов", непосредственно о боях во Вьетнаме. Однако появились приключенческие картины о послевоенных операциях по освобождению американских солдат, будто бы томящихся во вьетнамских лагерях ("Редкая отвага", "Пропавшие без вести на поле боя", "Рэмбо: Первая кровь, часть II"). Но эти ленты, как и фильмы о террористических акциях наемников в разных частях света, не могут быть отнесены к жанру "военного фильма". Другое дело - насыщенные действием картины о региональных войнах, вооруженных конфликтах ("Псы войны", 1980, реж. Джон Эрвин, "Рэмбо III", 1988, реж. Питер Макдоналд; "Миротворец", 1997, реж. Мими Ледер). И все же большинство произведений о современных войнах, политических столкновениях решается в жанре "военной драмы", которая является третьей подгруппой "военного фильма". Этот жанр наиболее распространен, имеет давнюю историю. Например, драмы о второй мировой войне стали сниматься непосредственно еще во время войны: "...в котором мы служим" (1942, реж. Ноэл Коуард, Дэвид Лин), "Сахара" (1942, реж. Золтан Корда). Множество лент о боевых действиях появлялись и после войны: "Лис пустыни" (1951, реж. Хенри Хатауэй), "Моряки-летчики" (1951, реж. Николас Рей), "Отныне и во веки веков" (1953, реж. Фред Циннеман), "Мятеж на "Каине" (1954) и "Молодые львы" (1957) режиссера Эдварда Дмитрика, "Нагие и мертвые" (1958, реж. Рауль Уолш), "В атаку!" (1956) и "Холмы в гневе" (1959) режиссера Олдрича. Между прочим, более поздняя картина Олдрича "Запоздалый герой" (1970), помимо отсылки к знаменитой книге "Смерть героя" Ричарда Олдингтона о первой мировой войне, явно намекала на войну во Вьетнаме, хотя рассказывала о судьбах молодых солдат во время акций на Филиппинах в годы второй мировой войны. Среди серьезных военных "драм" - "Прощай, оружие" (1957, реж. Чарльз Видор), "Тропы славы" (1958, реж. Стенли Кубрик), "За короля и отечество" (1964, реж. Джозеф Лоузи), "Атака легкой бригады" (1968, реж. Тони Ричардсон), все о первой мировой войне; "Песчаная галька" ("Рядовые с "Сан-Пабло", 1966, реж. Роберт Уайз) об американской канонерке на реке Янцзы в Китае в 1926 году; "Поезд" (1964, реж. Джон Франкенхaймер), "Война Мёрфи" (1970, реж. Питер Йейтс), уже упоминавшийся "Железный крест" (1976, реж. Сэм Пекинпа), вызвавший неоднозначную и даже резко враждебную реакцию, "Счастливого рождества, мистер Лоуренс" (1982, реж. Нагиса Осима), "Империя солнца" (1986, реж. Стивен Спилберг), все о событиях второй мировой войны. Но наибольшим успехом все-таки пользовались реалистические (порой натуралистические), горькие, обнажающие если не всю правду, то ее весомую долю, острокритические драмы о войне во Вьетнаме. Верный тон задала лента "Охотник на оленей" (1978, реж. Майкл Чимино), поведавшая об изломанных судьбах американских парней, отправленных в "ад на Земле". "Новая волна" в отображении этой темы захлестнула американское кино в середине 80-х годов. Непосредственные участники войны во Вьетнаме говорили как бы об "окопной правде", о событиях с точки зрения обычного солдата, чаще новобранца ("Взвод", 1986, реж. Оливер Стоун). Мастера зрелищного кино, испытывающие потребность в философском осмыслении событий, продолжили линию Чимино и Копполы: режиссер Кубрик снял очередную притчу о дегуманизации - "Цельнометаллическую оболочку" (1987), Брайан Де Пальма удивил многих поклонников безжалостной картиной "Военные потери" (1989), основанной на реальном факте изнасилования вьетнамской девушки взводом американских солдат. В жестокой, аутентичной, но более холодной манере поставлен фильм "Высота "Гамбургер" (1987, реж. Джон Эрвин). Ленты о военных столкновениях в Никарагуа и Сальвадоре ("Под огнем", 1983, реж. Роджер Споттисвуд, "Латиноамериканец", 1985, реж. Хаскелл Уэкслер, "Сальвадор", 1985, реж. Стоун) успели попасть даже в советский кинопрокат. Впечатляющий и трагический фильм "Поля смерти" (1984) Роланда Жоффе (называемого "наследником Лина") рассказывает о геноциде в Кампучии. В один год со "Взводом" вышла лента Клинта Иствуда "Гряда, где разбиваются сердца" о подразделении морских пехотинцев, участвовавших во вторжении на Гренаду. Конечно, драмы о современных военных конфликтах снимались и в тех странах, которые были причастны так или иначе к ведущимся боям. Аргентинцы и англичане ставили ленты о войне на Мальвинских (Фолклендских) островах, вьетнамцы посвящали многие картины прошедшим опустошительным смерчем по их территории сражениям, стали появляться наши ленты об Афганистане. Даже в ЮАР был снят подражательный по отношению к "Взводу" фильм "Дозорный патруль" (1988, реж. Даррел Рудт) об отряде правительственных войск, борющихся с чернокожим населением. В последние два года появились такие этапные по значению и новаторские по использованию кинематографических средств картины о второй мировой войне, как,"Спасти рядового Райана" (1998, реж. Спилберг) и "Тонкая красная линия" (1998, реж. Теренс Малик). Только что запущен в производство самый дорогостоящий на начальной стадии ($135 млн.) масштабный кинопроект продюсера Джерри Брукхаймера и режиссера Майкла Бея о нападении японцев на Пёрл-Харбор. Военная тематика остается в основе произведений кинематографа - и продолжает существовать жанр "военного фильма", несмотря на немалые различия между лентами, входящими в его три подгруппы. Но, наверно, правильнее было бы считать "военный фильм" типом или видом тематически близких картин, которые могут быть разными по своему жанру или поджанру. Источник: http://www.kinohronica.ru/



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: