Восточный стиль мышления, или А как вы думаете?
Так долго и занудно всех учили отличать белое от черного, правое от левого, своё от чужого, хорошее от плохого, что других мнений вокруг, попросту, не существовало, и первое знакомство с восточным стилем мышления вызвало у меня, как минимум, дискомфорт… Тем более что такие противопоставления восточный стиль мышления рассматривает как плод помраченного сознания.
Жить с «помраченным» сознанием мне совсем не хочется. И беспрепятственно отправляться в ад после всех своих «грехов"-жизненных ошибок тоже не хочется… А быть в жизни счастливчиком по формуле «хорошая семья-успешная карьера-приличный счет в банке» — как-то не получается.
Вот и захотелось мне декартовское «Я мыслю, значит, существую», трансформировать в современное «Как я мыслю, так и существую» и найти ответы на многие свои вопросы. Вдохновившись тем, что восточный стиль мышления — первичный и грандиозно заданный, что ему присущи мистика и таинство, принялся с волнением разгадывать удивительный и мудрый Восток, который в свою очередь не стал скрывать от меня ничего.
Перевоплощение и цикличность времени.
Мне очень понравилось, что жизнь на Востоке — это не поездка в один конец с мрачным завершением (человек уходит в небытие с точки зрения атеистов). Понравилось, что, после всех жизненных передряг, мне не придется опять выслушивать неприятное в свой адрес — я не буду участвовать в Страшном суде в качестве ответчика по «гражданскому делу» и мне не нужно будет выискивать какие-то доказательства.
Будда считал, что жизнь — колесо рождения и смерти, которое постоянно в движении. Что жизнь на Земле может зависеть от предыдущих воплощений и существует возможность возвращения в прошлое, а судьбы и ситуации могут повторяться.
Наша Вселенная — не единственная.
Я люблю нашу Вселенную, такую, какова она есть — единую и бесконечную, состоящую из множества веществ — от атомов до галактик. Черные дыры тоже люблю (хотя неплохо было бы их и «залатать»).
Но приятно порадовали меня носители восточного мышления — они считают, что может быть неограниченное число скрытых от человека вселенных, причем они могут быть как параллельны, так, и вложены одна в другую. Особенно понравилось образное сравнение параллельных вселенных с жемчужинами ожерелья ведического Бога Индру, когда в каждой из жемчужин отражались все остальные жемчужины и все ожерелье в целом.
Человек как часть целостного мира.
Уже никого не удивляет расхожее мнение, что «зло возвращается» подобно бумерангу. А ведь это представление о том, что окружающая человека реальность представляет собой неразрывную целостность — мысль восточного «происхождения».
Все события и явления неразрывно связаны между собой. Гармонично воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с другими его частями — вот первейшая задача человека… Нравится мне такое утверждение!
Недеяние.
«Истина в том, что недеяние тем не менее является деянием, а деяние становится недеянием, деяние является причиной недеяния, в недеянии нет ничего, что бы не участвовало в деянии»… Сложны в понимании буддийские каноны — мудро и почти ничего непонятно.
Нравится мне такая таинственность и загадочность Востока. Нравятся многозначительность и иносказательность. Впрочем, в поведенческом принципе даосизма — в недеянии — все просто и ясно: поступай исключительно сообразно с природой, не противопоставляй собственную активность космическим силам и их порядку. Всего лишь…
Хотя есть и современная западная транскрипция практики недеяния — если приходится что-то делать, то постарайся делать это без эмоций. Не разделяй вещи на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные»… Существует мнение, что понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.
Изящность и пластичность во взаимоотношениях.
Обходительность, сдержанность, мягкость восточных людей, как в личных качествах, так и межличностных взаимоотношениях нравится не только мне. Наверное, всем нравится.
Жаль, что обратная сторона этого — излишняя скрытность, а подчас лицемерие тоже «визитная карточка» Востока. Но все равно — худой мир лучше доброй ссоры.
Учитель и ученик.
В западном обществе быть для кого-то «Учителем» считается нескромным, а проситься в «Ученики» на всю жизнь — порой зазорно. Отношения принято строить по двум возможным шаблонам: либо на равных, либо на условиях временного нарушения равенства («взрослый — ребенок», «начальник — подчиненный», «преподаватель — студент»).
Другое дело — Восток… Там наличие Учителя или гуру подразумевает другую иерархическую ступень по отношению к ученику: он может являться его наставником, во-первых, неограниченный период времени, а во-вторых — по всем жизненным вопросам сразу. «Учитель» — настолько восточное понятие, что любое подражание комично.
Для истинного гуру не так важна демонстрация собственного мировоззрения или системы духовных упражнений, сколько умение настраиваться на каждого конкретного ученика и его персональные заблуждения с целью их искоренения.
Наверное, такие расклады и предпочтения достаточно умозрительны — многое уже перенято Западом из Востока и наоборот, но все же: восточный стиль мышления реально помогает мне разбираться — что в жизни происходит… Нравится мне восточный стиль мышления.